Культура Древней Индии
Культура Древней Индии
1.Литература Древней Индии
махабхарата веды архитектура рамаяна
Веды
Веды - сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.
Веды относятся к категории шрути («услышанное»), и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты - сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады - тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам.
На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея - несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Сведения об авторстве указаны в анукрамани. Существует четыре Веды:
1.Ригведа - «Веда гимнов»
2.Яджурведа - «Веда жертвенных формул»
3.Самаведа - «Веда песнопений»
4.Атхарваведа - «Веда заклинаний»
Философские системы и религиозные традиции, развивавшиеся на Индийском субконтиненте, занимали разные позиции по отношению к Ведам. Философские школы, принимающие авторитет и богооткровенность Вед, называют астика. Другие традиции, такие как буддизм и джайнизм, - отвергают Веды и поэтому относятся к категории настика. Помимо буддизма и джайнизма, авторитет Вед не принимает также сикхизм.
«Махабхарата»
«Махабхарата») - древнеиндийский эпос.
Одно из крупнейших литературных произведений в мире, «Махабхарата» представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединённых по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе. «Махабхарата» - источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературе народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается «пятой Ведой». Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в нём есть всё на свете.
«Рамаяна»
Рама́яна - древнеиндийский эпос на санскрите, автором которого в традиции индуизма принято считать легендарного мудреца Вальмики, имя которого упоминается еще в ведийской литературе как одного из учителей Тайттирии-Пратишакхьи. Является одним из важнейших священных текстах индуизма канона смрити.
Г) «Панчатантра»
«Панчатантра» - памятник санскритской повествовательной прозы. Сложился к III-IV векам н.э., имеет более давние фольклорные истоки; при этом самые ранние сохранившиеся санскритские рукописи «Панчатантры» относятся к XI столетию. Авторство, история создания книги, степень её «фольклорности» и «литературной обработки» представляет собой до сих пор не разрешённую научную проблему. Традиция называет автором некоего брахмана Вишнушармана, будто бы жившего в V-VI веках, который по просьбе одного раджи научить его мудрому управлению государством и составил этот сборник аллегорических поучительных рассказов.
Д) и драматург Камедаса
2.Изобразительное искусство
Архитектура Древней Индии, храмовое строительство
Архитектура и искусство древней Индии достигли подъёма к середине I тысячелетия до нашей эры, когда в нижнем течении Ганга образовалось мощное рабовладельческое государство Магадха. Под покровительством правителей этой державы процветают земледелие, ремесло и торговля, наука и искусство.
Особое развитие получило строительство при выдающимся правителе этой династии - Ашоке, внуке Чандрагупты (III век до нашей эры). Источники рассказывают, что его дворец стоял на высоком стилобате и имел три зала, расположенные один над другим. Главный из них был украшен каменными колоннами. Обвитыми золотыми виноградными лозами и фигурками птичек из серебра.\
В эпоху правления Маурьев, впервые в Индии был использован камень и в строительстве и для создания больших скульптур. Так, например, в Кумрахане (когда-то часть города Паталипутры) раскопки обнаружили остатки дворцовой колоннады. Колонны сделаны из полированного гранита. Это большое сооружение - зал со ста колоннами - напоминает зал дворца царя Дария из династии Ахеменидов в Персеполе. Создается впечатление, что властители династии Маурьев сознательно перенимали у Ахеменидов определенную символику величия царской власти, нашедшую своё отражение в искусстве.
Начиная с V-VIII вв. в Индии начали возводить каменные храмы. Основным фактом истории архитектуры Индии при переходе от буддийского к новобрахманскому периоду является постепенное превращение сравнительно небольшого пещерного храма в колоссальный надземный башнеобразный храм. В X-XI в. индийское храмовое строительство достигло расцвета.
К переходным формам между пещерой и башней относится знаменитый храм Кайласа в Эллуре (VII в.). Все здание вытесано из скалы; однако, кроме внутреннего зала, как у чайтьи, он имеет и наружный объем. В горе сделано углубление, в середине которого оставлена часть скалы, превращенная в храм. Архитектор подражает деревянным конструкциям. С архитектурно-художественной точки зрения Кайласа в Эллуре замечательна своей композицией уменьшающихся вверх горизонтальных платформ, несущих множество отдельных домиков и фигурных изображений. В целом масса в этих платформах, уплотняясь, нарастает вверх.
Идеальная схема индийского храма складывается из больших, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, окруженных стенами с монументальными воротами (торана), ведущими на четыре стороны света. В центре располагалось святилище - ступа или храм с пирамидальной крышей, а рядом с окружающими комплекс стенами - второстепенные постройки.